Главная

Проводнику в "сеть" и вдохновителю покупки
нижеописанных АС Сергею К.
посвящается...

Значит так, по-порядку...

    Объектом переделки выступили широкоизвестные и популярные в малобюджетных кругах населения минимониторы английской фирмы NAD,  модель под номером 801mm, которые были приобретены почти десять лет назад.  Колонки были установлены на подставки, засыпанные песком и оснащённые шипами с нижней стороны, упирающимися в пол, и с верхней стороны, на которые установлены сами колонки. Что можно сказать о  звучании этих колонок? Придя на замену Обите-50-022 и  Корвету-150-003, они поражали точностью и локализацией, обладая чистым и прозрачным звучанием. Единственным недостатком на тот момент, казалось, было отсутствие достаточного количества самых низких частот. Шли  годы,  менялись квартиры  и обстановка вокруг колонок, провода и усилители,  не менялись подставки и звук самих колонок. Со временем, конечно-же, стали заметны и другие недостатки в звучании - при изменении высоты тона какого-либо инструмента в определённой полосе частот, его образ как бы начинал плавать или вовсе размазываться в пространстве между АС, происходило "скакание" источников звука в пространстве при вступлении других инструментов,  короче, колонки "не показывали". Понятно, что говорить о звучании АС можно только в рассмотрении всей системы в комплексе с источником сигнала и усилителем,  а  меня из аналоговых источников был комплект - "Электроника-017" с корректором из "Одиссея-010", а из цифровых - Pioneer PD-S802, а от них звука ожидать не приходилось. И всё-же, исходя из сравнительного прослушивания  одного и того же фрагмента через АС и наушники, было ясно, что вышеописанные артефакты порождены именно колонками.

   После прочтения "Фильтров", (http://www.sky.od.ua/~eugeny/doc.html)  появилось желание переделать колонки,  точнее их фильтры.

    Маленькое отступление

<>   Системой слуховой ориентации человека является способность мозга различать разницу  задержки звукового сигнала между правым и левым ухом.  Исходя из этого, звучание АС  в помещении для человека состоит из трёх основных составляющих:

1.     Сигнал прямого излучения.

2.     Сигнал отражаемый от стен и потолка

3.     Сигнал отражённый от стенки расположенной за слушателем



    Для  формирования ровной  осевой  АЧХ  (сигнала прямого излучения)  необходимы правильно спроектированные фильтры. Для  формирования ровной  внеосевой АЧХ важно правильно выбрать частоту раздела  полосовых излучателей. Выбор  высокой частоты раздела  влечёт за собой  сужение диаграммы направленности АС, выбор  низкой - соответственно её расширение.
    Достоинство и новшество  метода расчёта и изготовления фильтров (см. "Фильтры") состоит  в экспериментальном определении частоты "раздела",  посредством  экспертной оценки  целостности звукового "образа"  для конкретных  АС в конкретной дислокации. 

    Во время настройки  внешнего блока  ЦАП (описание на сайте http://Andylab.narod.ru ), в силу причин, сравнение "родного" пионеровского ЦАПа и нового  проводилось в наушниках.

    Случилось так, что я несколько вечеров слушал новый ЦАП только в наушниках, и, включив однажды после этого АС, был удивлён и несколько поражён тем, насколько хуже звук из колонок по сравнению с наушниками. В тот же вечер с балкона были перетащены в комнату Г3-33, Г3-118, В7-38 и ламповый МВЛ, далее всё по "методике", описанной в "Фильтрах": динамики вынуты и измерено их сопротивление, затем произведена "экспертная" оценка образов и соответственно определение частоты раздела.

Схема  исходных фильтров:

old

    На схеме высокочастотный и низкочастотный динамики показаны в эквивалентной упрощенной схеме, учитывающей индуктивный характер полного сопротивления.  Резистор  R4  ни  что  иное,  как  активное сопротивление  катушки L1.

    В качестве некоей иллюстрации характеристик старых и новых фильтров были смоделированы соответствующие схемы.

    Для оригинальных фильтров отдельные и суммарные АЧХ и ФЧХ выглядят следующим образом:

old_AC
  

     Повезло с идентичностью сопротивлений пар диапазонных излучателей, для НЧ-пары оказалось 5.15Ом,
для ВЧ - 3.15Ом, отличие в третьем знаке. Немного не повезло со стабильностью звукового образа в НЧ-секции - в диапазоне от примерно 3кГц до 3.5кГц он чуть-чуть размывался, но выше восстанавливался, к 5-ти кГц размывался. С другой стороны, для ВЧ-секции с примерно 2.8-3кГц начинался спад по звуковому давлению.

Частоту раздела решено было выбрать 4.1кГц. Новые фильтры выглядят так:

New


    Для новых фильтров отдельные и суммарные АЧХ и ФЧХ выглядят так:

New_AC


    Примененные детали: резисторы С5-16, конденсаторы К73-16, индуктивность 194мкГн намотана на магнитопроводе от трансформатора типа ТС180 проводом 2.2мм.

Для компенсации индуктивного характера  сопротивления ГГ  пришлось поставить параллельно не только вуферам, но и твиттерам цепи Цобеля.

    Ну, и о получившемся звуке. Поскольку кое-что из музыкального материала, упомянутого Одесситом в "Одесском варианте «Английского звука», у меня было, в частности пункты №2 и №3 из его списка, мне было интересно сравнить свои впечатления с описанием-это раз, и получившуюся акустику с наушниками - это два.
    Перемены в звучании были настолько разительны и очевидны, что хотелось переслушать все имеющиеся ЦД.
    На диске King Crimson "Thrak" с первой композиции отчётливо стало видно, что у Бруффорда и Мастелотто разные установки, и у первого (он справа?) расположена повыше и поглубже. Эндрю Белью стало видно, даже (и лучше) с закрытыми глазами. На диске Uriah Heep – “The Magician’s Birthday” проявилось столько интересного, что за один раз не охватить, хочеться слушать ещё и ещё. Например, на 12-й вещи, одноименной с названием диска “The Magician’s Birthday”, примерно на 8-й минуте было раньше слышно лишь перелетание звука из одной колонки в другую, теперь же такое ощущение, что звук вокруг тебя облетает, т.е. именно сзади. Звук абсолютно оторван от колонок, прорисовывается глубина, звук улетает далеко за окно и боковые стены, и, что интересно, прорисовывается высота. На диске "Division Bell" Pink Floid, там где летают и кричат чайки, заметно, как кричащие чайки поднимаются и опускаются. Хорошо, что я был готов к такому, домашним пришлось хуже от произведённого эффекта.
    Теперь по-поводу наушники vs колонки. Вот тут надо сказать о феномене, упомянутом Евгением Бабиченко по поводу наушников и колонок. Не хочется слушать наушники после переделки фильтров-это факт. Раньше было наоборот.

        В качестве усилителей использовались Pioneer-701(изредка), и в основном, ламповый однотактник на 6П14П в ультралинейном режиме.

    Всё вышеописанное является моим частным мнением и не претендует на полноту и истину в последней инстанции.

Андрей.
Тольятти

 

Сайт создан в системе uCoz