Проводнику в "сеть" и
вдохновителю покупки
нижеописанных АС Сергею К.
посвящается...
Значит
так, по-порядку...
Объектом переделки выступили широкоизвестные и популярные в
малобюджетных кругах населения минимониторы английской фирмы NAD,
модель под номером 801mm, которые были приобретены почти десять лет
назад. Колонки были установлены на подставки, засыпанные песком и
оснащённые шипами с нижней стороны, упирающимися в пол, и с верхней
стороны, на которые установлены сами колонки. Что можно сказать о
звучании этих колонок? Придя на замену Обите-50-022 и
Корвету-150-003, они поражали точностью и локализацией, обладая чистым
и прозрачным звучанием. Единственным недостатком на тот момент,
казалось, было отсутствие достаточного количества самых низких частот.
Шли годы, менялись квартиры и обстановка вокруг
колонок, провода и усилители, не менялись подставки и звук самих
колонок. Со временем, конечно-же, стали заметны и другие недостатки в
звучании - при изменении высоты тона какого-либо инструмента в
определённой полосе частот, его образ как бы начинал плавать или вовсе
размазываться в пространстве между АС, происходило "скакание"
источников звука в пространстве при вступлении других
инструментов, короче, колонки "не показывали". Понятно, что
говорить о звучании АС можно только в рассмотрении всей системы в
комплексе с источником сигнала и усилителем, а меня из
аналоговых источников был комплект - "Электроника-017" с корректором из
"Одиссея-010", а из цифровых - Pioneer PD-S802, а от них звука ожидать
не приходилось. И всё-же, исходя из сравнительного прослушивания
одного и того же фрагмента через АС и наушники, было ясно, что
вышеописанные артефакты порождены именно колонками.
После
прочтения "Фильтров", (http://www.sky.od.ua/~eugeny/doc.html)
появилось желание переделать колонки, точнее их фильтры.
Маленькое отступление
1.
Сигнал прямого
излучения.
2.
Сигнал отражаемый от стен и потолка
3.
Сигнал
отражённый от стенки расположенной за слушателем
Случилось так, что я несколько вечеров слушал новый ЦАП только в наушниках, и, включив однажды после этого АС, был удивлён и несколько поражён тем, насколько хуже звук из колонок по сравнению с наушниками. В тот же вечер с балкона были перетащены в комнату Г3-33, Г3-118, В7-38 и ламповый МВЛ, далее всё по "методике", описанной в "Фильтрах": динамики вынуты и измерено их сопротивление, затем произведена "экспертная" оценка образов и соответственно определение частоты раздела.
Схема
исходных фильтров:
На схеме высокочастотный и низкочастотный динамики показаны в
эквивалентной упрощенной схеме, учитывающей индуктивный характер
полного сопротивления. Резистор R4 ни что
иное, как активное сопротивление катушки L1.
В качестве некоей иллюстрации характеристик старых и новых фильтров
были смоделированы соответствующие схемы.
Для оригинальных фильтров отдельные и суммарные АЧХ и ФЧХ выглядят следующим образом:
Повезло с идентичностью сопротивлений пар диапазонных излучателей, для
НЧ-пары оказалось 5.15Ом,
для ВЧ - 3.15Ом, отличие в третьем знаке. Немного не повезло со
стабильностью звукового образа в НЧ-секции - в диапазоне от примерно
3кГц до 3.5кГц он чуть-чуть размывался, но выше восстанавливался, к
5-ти кГц размывался. С другой стороны, для ВЧ-секции с примерно
2.8-3кГц начинался спад по звуковому давлению.
Частоту
раздела решено было выбрать 4.1кГц. Новые фильтры выглядят так:
Для новых фильтров отдельные и суммарные АЧХ и ФЧХ
выглядят так:
Примененные детали: резисторы С5-16, конденсаторы К73-16, индуктивность 194мкГн намотана на магнитопроводе от трансформатора типа ТС180 проводом 2.2мм.
Для компенсации индуктивного характера сопротивления ГГ пришлось поставить параллельно не только вуферам, но и твиттерам цепи Цобеля.
Ну, и о получившемся звуке. Поскольку кое-что из музыкального
материала, упомянутого Одесситом в "Одесском варианте «Английского
звука», у меня было, в частности пункты №2 и №3 из его списка, мне было
интересно сравнить свои впечатления с описанием-это раз, и получившуюся
акустику с наушниками - это два.
Перемены в звучании были настолько разительны и
очевидны, что хотелось переслушать все имеющиеся ЦД.
На диске King Crimson "Thrak" с первой композиции
отчётливо стало видно, что у Бруффорда и Мастелотто разные установки, и
у первого (он справа?) расположена повыше и поглубже. Эндрю Белью стало
видно, даже (и лучше) с закрытыми глазами. На диске Uriah Heep – “The
Magician’s Birthday” проявилось столько интересного, что за один раз не
охватить, хочеться слушать ещё и ещё. Например, на 12-й вещи,
одноименной с названием диска “The Magician’s Birthday”, примерно на
8-й минуте было раньше слышно лишь перелетание звука из одной колонки в
другую, теперь же такое ощущение, что звук вокруг тебя облетает, т.е.
именно сзади. Звук абсолютно оторван от колонок, прорисовывается
глубина, звук улетает далеко за окно и боковые стены, и, что интересно,
прорисовывается высота. На диске "Division Bell" Pink Floid, там где
летают и кричат чайки, заметно, как кричащие чайки поднимаются и
опускаются. Хорошо, что я был готов к такому, домашним пришлось хуже от
произведённого эффекта.
Теперь по-поводу наушники vs колонки. Вот тут надо
сказать о феномене, упомянутом Евгением Бабиченко по поводу наушников и
колонок. Не хочется слушать наушники после переделки фильтров-это факт.
Раньше было наоборот.
В качестве усилителей использовались
Pioneer-701(изредка), и в основном, ламповый однотактник на 6П14П в
ультралинейном режиме.
Всё вышеописанное является моим частным мнением и не претендует на
полноту и истину в последней инстанции.
Андрей.
Тольятти